.
Знаки судьбы > СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОСМОС ФЛОРЕНТИЙСКИХ ГУМАНИСТОВ
Будьте готовым к новым переменам в жизни и прислушивайтесь к знакам судьбы. Уникальность сегодняшнего гороскопа. Оптимальное решение для вас.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОСМОС ФЛОРЕНТИЙСКИХ ГУМАНИСТОВ*

В Эпоху Возрождения основные составляющие геоцентрической картины мира оставались традиционными, но взгляды на мироздание существенно изменились. В 1475 г. глава Платоновской академии философ-неоплатоник Марсилио Фичино изучал сложную машину – соединение нескольких автоматов, – которая показалась ему превосходным символом космического порядка: «Фигуры животных, связанные системой противовесов с одним большим шаром, двигались, повинуясь оному, в разных направлениях: одни бежали влево, иные вправо, третьи поднимались и опускались; некоторые фигуры кружились вокруг других, некоторые же по ним ударяли. Слышались также трубы и рога, пение птиц и иные подобные явления, в великом множестве производившиеся одним движением шара» (цит. по: с. 213).

Механические игрушки, машины с сюрпризом обожала вся эпоха. Фичино наделял автоматы и философским смыслом: они представляли мир и утверждали могущество властвующего над ним человека. Они идентичны природе, ибо и она есть превосходно отлаженный механизм, где важны не столько подробности форм, сколько их взаимосвязь и движение – великая совокупность целого.

Сама логика развития неоплатонизма приводила его к разработке представлений, порывающих со статическим образом мироздания. Соединяя герметические представления о мире – божественном живом существе – с астрологическим умозрением, а также с изучением созвучий и «магических» явлений, гуманисты пришли к мысли о такой

цельности природы, такой связанности в ее порядке, благодаря которым она одновременно становилась и математической системой, и совершенным организмом. Ее происхождение и цель, считали флорентийские гуманисты, необходимо связывать с определенным божественным планом, но сначала все явления чувственного мира следует осмыслить как эманацию некой «разумной силы», называемой «Душой мира» (Anima mundi).

Члены Платоновской академии занялись собиранием, переводами, изучением и пропагандой не одобрявшейся прежде эзотерической литературы. Они припомнили старый пифагорейский символ яйца – малого изображения мира – и наделили его новой символикой: его почти округлая форма стала означать чудо непрерывной и бесконечной эманации, а разнообразие составляющих его веществ говорило не только о равновесии различных по плотности стихий, но и о том, что мир способен раскрыться. В законченном и неподвижном с виду порядке проявляется бесконечная живая энергия; чтобы постичь тайну мироздания, нужно прочесть одно в другом. В конечном счете, все в видимом мире есть символ. Существа, занимающие место в пространстве, и внутренняя реальность души постоянно взаимодействуют. Астрология в этом смысле становится ключом нового мировоззрения. Фичино из принципа «Все в нас – небо» развил поразительную «моральную астрологию»: «Солнце – Бог; Луна – непрестанное движение души и тела; Марс – быстрота; Сатурн – медлительность; Юпитер – закон; Меркурий – разум; Венера – человечность» (с. 214).гороскоп на сегодня читайте на главной странице

«Душа мира» - это начало единства форм, назначение которых – служить выражением космического порядка. Неопифагорейцы I в. до н.э. развили на основе диалога Платона «Тимей» музыкальную теорию мира, усматривая одни и те же интервалы в гамме тонов и порядке планет. На следующем этапе Макробий (комментатор этого классического текста), Боэций и Марциан Капелла создали учение о мировой гармонии. В его основе лежали схемы, легко поддававшиеся обобщению: каждая сфера соответствовала определенной науке, и все виды человеческой деятельности также могли быть вставлены в эту космологическую сетку.

В кругах флорентийских мыслителей учение о мировой гармонии получило новую жизнь. Музыка стала не просто выражением строения мира, но и посредником между «Душой мира» и душой человеческой.

Выведенное из Ареопагита соответствие небесных сфер и ангельских чинов (что требовало добавить к классическим семи планетам Перводвигатель и кристаллическое небо – Эмпирей) перестало быть чисто внешним: божества планет стали видимым, а ангелы – невидимым ликом одного и того же мира. Изначальная гармония на каждом уровне выражается в душе одной из сфер, на который Платон размещал сирен, а Плутарх – муз. Астрология – искусство счислять взаимодействие «лика небес» на подлунный мир – стала способом всегда, когда необходимо, схватывать глубокую внутреннюю связь не только человека с космосом, но главным образом того, что проявляется вовне, в природе, с тем, что происходит внутри, в психологическом и нравственном опыте.

«Образ воззрений на природу стал грандиозной проекцией сознательных и бессознательных энергий души» (с.215). Благодаря мифологическим сказаниям, придающим «психологическое лицо» Марсу, Меркурию, Венере и пр., в нем опознаются все страсти. Ничего неподвижного и безучастного в природе быть не может. Комментарий Фичино к «Тимею» развивает следующую формулу: «Бог сотворил мир живой, одушевленный и разумный». Именно на уровне души пересекаются и вычленяются умопостигаемое строение вещей и жизненная пульсация, связывающая вещи в единый организм. «Чтобы лучше соединить со Своим собственным разумом и с материей мира единое и неповторимое одушевленное существо, Бог различил в материи четыре стихии, как бы соки сего живого тела, подобно тому, как и разуму Своему дал Он четыре вида» (цит. по: с.215). Они происходят из рассудка и души, восприимчивости и естества (врожденных качеств материи). «Образами четырех сил» служат соответствующие им четыре стихии: Огонь (Разум, Рассудок), Воздух (Восприимчивость), Вода (Душа), Земля (Естество).

Так мир может быть причастным и Вечности, и Времени, единым и множественным, неподвижным и подвижным. Соответственно четырем духовным первоначалам, он заключает в себе и четыре образа жизни. Жизнь «сатурническая», прямо оплодотворенная небом, воспринимает мировые прототипы и формы, не имея потребности во внешнем опыте; «юпитерская» - это жизнь сфер и звезд, также примыкающая к неподвижным и бесстрастным уровням бытия, но открытая вниз, в жизни «венерической» та же самая энергия распределяется между особенными душами и проявляется в телесномоблике; наконец, существует жизнь «дионисийская», полностью поглощенная природой и гибнущая в упоении непосредственной чувственностью.гороскоп на сегодня

Итак, космология флорентийцев была тесно связана с теорией сфер, физика дополняла ее теорией стихий. Фичино приписал закону стихий двоякое значение – математическое и органическое, имевшее важное приложение к искусству. В комментарии к «Тимею» Фичино пишет: «Четверное число стихий приличествует миру», все составлено из них, и каждая из них обладает собственными свойствами, которые легко показать через свойства простых тел, составляющих стихии: земля – куб, огонь – пирамида (тетраэдр); вода – икосаэдр; воздух – октаэдр (с.218). Это соотношение, в принципе, должно было дать способ разложения любого естественного тела в зависимости от пропорции стихий, т.е. вела к своего рода «кристаллографическому» анализу вещей. Прибавив к четырем простым телам пятое – (додекаэдр) соответствующее невидимой стихии эфира, получали таблицу, чрезвычайно привлекательную для художников-математиков Кваттроченто.

Каждая первостихия имеет свое тайное имя, вернее, два тайных имени – мужское и женское: Плутон – Прозерпина (земля), Океан – Фетида (вода), Юпитер – Юнона (воздух), Фаэтон – Аврора (огонь) (с.325).

В своих трудах флорентийцы стремятся объединить символику четырех стихий и четырех духовных начал. Одну из возможностей такого сочетания очертил Фичино: «переходя со ступени на ступень, необходимо усмотреть божественный свет сначала в нравственном порядке, который соответствует земле, затем в физическом, что соответствует воде, затем в математике, что соответствует Луне, в четвертую очередь в метафизике, что соответствует Солнцу. Там находятся те, кого Орфей именует законными жрецами Муз» (цит. по: с.220). Итак, Фичино предлагает следующую символическую классификацию: moralia - земля; phisica - воздух; metaphisica – огонь.

Платоники Возрождения продолжают древнюю традицию персонификации небесных сфер в образах девяти муз – владычиц мировой гармонии, а три Грации становятся в их трудах иероглифом гармонической Вселенной.

С.А. Гудимова

Нептун, Плутон, Юпитер и Нептун образуют маленький треугольник. Этот день в конце месяца Скорпиона. Условие баланса не является достаточно хорошими.

загрузка...
Главная | Новости | Интересное | Гадания | Полезно почитать | новый Гороскоп на сегодня | Доставка гороскопа
Связаться с Нами | Реклама | Справка | Вопросы и ответы | Карта сайта
2011 (c) Все права защищены
.