.
Знаки судьбы > Сферическая астрономия древних вавилонян - Идолы театра
Будьте готовым к новым переменам в жизни и прислушивайтесь к знакам судьбы. Уникальность сегодняшнего гороскопа. Оптимальное решение для вас.

Сферическая астрономия древних вавилонян, или «Идолы театра» [2]

Вместо эпиграфа: «Никто еще не был столь тверд и крепок духом, чтобы предписать себе и осуществить совершенный отказ от обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и беспристрастный разум»

Ф. Бэкон «Новый Органон»

Каким же образом возникла гипотеза о существовании в Древнем Вавилоне, а возможно, и в Шумере (так как именно там следует искать корни вавилонской астрономии) сферической модели мира? Причиной тому стал ряд древневавилонских текстов-табличек, а точнее, их интерпретация. Прежде всего это несколько астрономических табличек, объединенных в серию под названием mul APIN, и так называемые «Астролябии» - таблицы, где фигурирует 36 звезд, явления которых связаны с 12 месяцами года, а также списки звезд Элама, Аккада и Амурру. Происхождение термина «Астролябия» по отношению к вавилонским астрономическим таблицам не установлено, однако это название используется всеми историками астрономии начиная с XIX в.

По мнению Б. Ван-дер-Вардена, «Астролябии отмечают начало научной астрономии. Они представляют первую попытку систематизации донаучных народных знаний о звездах, которые видны на небе в различные сезоны года. Эта система, конечно, была еще очень несовершенной, но это было хорошее начало» [3].

Астролябии могли иметь разный внешний вид: это мог быть и прямоугольный список, и круглый, состоящий из 12 секторов, разделенных двумя внутренними кольцами (рис. 1). По содержанию круглая «Астролябия» ничем не отличалась от прямоугольной, в нее заносились те же звезды и в том же порядке, что и в прямоугольном варианте. Каждый из

12 секторов такой круглой Астролябии отводился под один из месяцев года, а внутренние концентрические круги соответственно делили ее на три зоны принадлежности: зону Эа, расположенную во внешнем кольце, зону Ану - в среднем и зону Энлиля - во внутреннем. Кроме того, существовали списки звезд Элама, Аккада и Амурру, которые по звездному составу совпадают со списками Астролябий, но в них не прописаны названия месяцев. Видимо, эти списки выполняли те же функции, что и Астролябии, однако они не содержат дополнительных пояснений и неизвестны те астрономические правила, руководствуясь которыми, создатели списков распределили звезды по названию трех областей Месопотамии: Элама, Аккада и Амурру.

Подразделение неба в круглой Астролябии на зоны Эа, Ану и Энлиля [4] заслуживает отдельного пояснения. Вероятно, круглая форма Астролябий сыграла не последнюю роль в возникновении гипотезы о том, что вавилоняне располагали некой теорией о сферической геометрии пространства. Умозрительное построение легко превращает окружность в шар, а шар предполагает и соответствующую систему координат, которая как нельзя кстати совпадает с нашей современной метрологической системой, и, более того, известно, что современная метрическая система до сих пор базируется на измерительных нормах, созданных в Древнем Шумере и Вавилоне. Наш один час равен 60 минутам, одна минута - 60 секундам, а окружность мы делим на 360 градусов.

Все же гипотеза родилась не только из умозрительной схемы, построенной на сходстве с формой Астролябий и метрической преемственности. Данное предположение делается на основе анализа одной из астрономических таблиц. Б. Ван-дер-Варден в качестве аргументации к описанной гипотезе приводит следующий отрывок из второй таблички серии mul APIN (текст Sm 1907):

«ОтXII1 до II30 Солнце находится на путиАну: Ветер и шторм. От III1 до V 30 Солнце находится на пути Энлиля: Сбор урожая и жара. гороскоп на сегодня читайте на главной странице

От VI1 до VIII30 Солнце находится на путиАну: Ветер и шторм. От IX1 до XI30 Солнце находится на пути Эа: Холод» [5].

Объяснение текста сводится к следующей схеме. Вавилонские астрономы мыслили пространство как небесную сферу, которая подразделялась ими на три части с помощью гипотетических окружностей, параллельных небесному экватору, примерно так, как это показано на рис. 2. Путь Солнца они представляли в виде наклонной по отношению к небесному экватору окружности, описывающей свое годовое движение вокруг сферы, соответственно проходя попеременно зоны Ану, Энлиля и Эа. По каждой из внешних границ сектора Солнце продвигалось в течение трех месяцев, что в итоге сложения четырех сезонов, как следует из текста, дает нам как раз 12 месяцев года. Согласно этой схеме астрономические объекты, принадлежащие к Эа, располагались в секторе А, принадлежащие к Ану - в секторе В, который разделялся небесным экватором, и принадлежащие к Энлилю - в секторе С.

Б. Ван-дер-Варден предлагая эту сферическую модель древневавилонских представлений о небе [6], рассуждает таким образом: «Основной вопрос состоит в следующем: представляли ли вавилоняне движение Солнца просто как перемещение в направлении север -юг, вызывающее смену четырех сезонов, или они знали, что Солнце движется по наклонному кругу. Ответ таков: они знали, что Солнце движется по наклонному кругу, поскольку непосредственно после перечисления созвездий на пути Луны в тексте ясно утверждается, что не только Луна, но также и Солнце и пять других классических планет перемещаются по тому же пути» [7].

Оспаривая мнение Б. Ван-дер-Вардена о древневавилонской модели небесной сферы, Д. Дике утверждает, что вавилонские наблюдатели не имели никакого представления о концепции небесной сферы и не могли оперировать подобными астрономическими понятиями, а все данные, содержащиеся в клинописных табличках, «можно адекватно проиллюстрировать диаграммой, состоящей из трех прямых линий, пересеченных перпендикуляром, представляющим собой путь Солнца» [8].

Критика Д. Дикса тоже небезупречна. Его версия выглядела бы более правдоподобно, нежели гипотеза Б. Ван-дер-Вардена, если бы в клинописных таблицах серии mul APIN, в которых как раз и содержатся сведения о перемещении астрономических объектов, описывалось только годовое движение Солнца с севера на юг относительно неподвижных звезд. Однако в текстах упоминается и еще один путь в направлении, пересекающем движение с севера наюг, и, как предположил Ван-дер-Варден, вдоль эклиптики. Вместе с тем это только предположение, так как в тексте нет указаний на то, что движение рассматривалось как наклонный круг, сама его траектория не описывается, и, соответственно, из этого также не следует, что вавилонские астрономы рассматривали небесный свод как сферический объект.

Схема Б. Ван-дер-Вардена кажется простой лишь на первый взгляд и рождает немало спорных выводов. Если мы признаем, что вавилонские астрономы использовали подобную модель в своих звездных наблюдениях и расчетах, то нам придется признать, что еще в шумерский период, за 3 тыс. лет до нашей эры и за много столетий до расцвета греческой натурфилософии, им был известен, образно выражаясь, «сферический принцип» организации Вселенной. Предположение это слишком смелое, оно совершенно не соотносится с известной нам

шумеро-вавилонской мифологической картиной мира и не подкреплено никакими дополнительными данными из первоисточников. Ни в одном из клинописных текстов нет упоминаний, указывающих на то, что вавилоняне рассматривали небо как сферический объект. Космогонические мифы Шумера, Вавилона и Ассирии, возможно, изначально имеют различные источники происхождения, но впоследствии с ходом развития цивилизаций Месопотамии в результате культурной преемственности переплетаются. Изменяются имена богов, но космогонические представления как основа представлений об устройстве мироздания (с некоторыми вариациями) сохраняют свою целостность. Вселенная состоит из трех миров: небесного мира бога Ану, надземного мира Бела (Энлиля) и подземного мира, где владычествует Эа. Общие представления вавилонян относительно формы и положения трех основных миров изложены уже у Диодора Сицилийского. Земля (земная гора) имеет вид выдолбленной снизу опрокинутой круглой барки. Под земной корой простирается царство мертвых. Внутреннее углубление относится к царству Эа, который господствует над таинственной глубиной, над морями, источниками и ключами. Все это окружено океаном как поясом. Небесный свод, простирающийся над земной горой и своей формой ей соответствующий, отделяется от надземного мира небесным океаном. Основанием ему служит горизонт. Изнутри неба, из небесного дома выходит Солнце. Двое ворот, на востоке и на западе, обозначают места его восхода и заката. Две горы, светлая - на востоке и темная - на западе, служат пределами пути, совершаемого им над Землей. Под восточной горой находится место собрания богов, где под председательством Мардука решают судьбы. Из этой же палаты судеб начинает Солнце свой путь. По неподвижному небу звезды ходят установленными для них путями [9].

Довольно ранее литературное творение, относящееся к старовавилонскому периоду, а возможно и ко времени Шумерского царства, - космогоническая поэма «Энума Анну Энлиль» датируется приблизительно началом II тыс. до н.э. В ней излагаются древнемесопо-тамские представления о строении мира, в которых Земля изображается полой, в виде опрокинутой чаши, окруженной водой. Однако и гораздо более поздние источники, посвященные онтологическим воззрениям представителей вавилонской протонауки относительно структуры пространства, никак не вписываются в концепцию о сфе-

рической модели небесной сферы, которая могла бы быть разработана древневавилонскими астрономами. Так, от позднеассирийского периода сохранился текст KAR307 [10], не имеющий непосредственного отношения к астрономическим наблюдениям, но содержащий информацию о космологических представлениях вавилонских мудрецов. В этом тексте описывается внутреннее строение неба, состоящего из трех параллельных друг другу ярусов, созданных из трех различных пород драгоценного камня, однако ничего не говорится об их форме [11]. Существует и своеобразная, единственная в своем роде вавилонская карта Земли и ее «окрестностей», датируемая этим же периодом. Земля на этой карте изображена как плоский круг посреди вод океана [12].

Итак, в шумеро-вавилонских космогонических мифах, отражающих картину мира, мы видим выдолбленную барку, параллельные ярусы, плоскую окружность, но нигде не упоминается полная сфера, и смелая гипотеза о существовании сферической геометрии пространства в вавилонской астрономии в результате не находит подтверждения в мифологии месопо-тамских цивилизаций, столь богатой в своем содержании на «округлые формы». Этот контраргумент сам по себе не является исчерпывающим, однако исключать его нельзя, так как интеллектуальная жизнь древневосточных народов была гораздо теснее связана с религиозными представлениями, нежели это принято в современном мире. Так, хорошо известно, что астрономические познания на основе регулярных наблюдений в Древнем Вавилоне развивались прежде всего для использования в астрологии и искусстве предсказаний. Единственный аргумент, который остается, -рассмотренный выше текст, где, однако, траектория пути Солнца не описывается, и исследователь в своем воображении может придать ей любую форму, соответствующую своим собственным представлениям о перемещении небесных тел.

Опираясь на анализ указанного отрывка текста из вавилонской таблицы и одновременно описывая предложенную модель как интерпретацию этого отрывка, Б. Ван-дер-Варден делает вывод, что путь Солнца вавилоняне мыслили как «наклонный круг». Рассмотрим это утверждение более подробно. В нем не было бы ничего сенсационного, если бы речь шла хотя бы о полукруге, так как путь Солнца по полукругу вполне можно соотнести с отдельными деталями мифологической картины мира, например с представлениями о плоской Земле и небе как опрокинутой над ним чашей или о холмообразной поверхности Земли и Солнца. Однако Б. Ван-дер-Варден от отрицания примитивных представлений

вавилонян о движении Солнца и планет по прямой линии (что, как вполне очевидно, не соответствует действительности даже в глазах не самого искушенного наблюдателя перемещений астрономических объектов, и мы не станем, вслед за Д. Диксом, умалять заслуги древневавилонских астрономов-наблюдателей), резко переходит к тому, что приписывает вавилонским мудрецам знания о сферической природе пространства в целом. гороскоп на сегодня

Во-первых, ничего напрямую не утверждая об общей концепции мироустройства в древневавилонской астрономии, Б. Ван-дер-Варден неоднократно упоминает о том, что Солнце и планеты движутся по наклонному кругу. Можно было бы предположить, что здесь мы столкнулись с образной лексикой и речь идет о геометрических принципах движения светил, не столько указывающих на точную траекторию, сколько отражающих общие представления о непрямолинейности движения астрономических объектов, однако схема, сопровождающая анализ текста, красноречиво перечеркивает подобное предположение. Схематический шар, вокруг которого Солнце совершает свой годичный оборот, достаточно выразительно указывает на понимание пространства как сферического объекта.

Во-вторых, хотя Б. Ван-дер-Варден ничего не говорит о форме и положении Земли в предлагаемой им древневавилонской концепции пространства, это дилемма из разряда задач прямого логического следования. Представление о сферичности пространства, как правило, влечет за собой представление о сферичности наполняющих его тел. Сделаем небольшое историческое отступление, чтобы проиллюстрировать это утверждение.

Первые впечатляющие успехи в геометрическом описании мира как сферы, а также сферических свойств наполняющих его небесных тел, т.е. их видимых движений и форм, принадлежат античным авторам. Тогда же возникли первые геоцентрические представления о шарообразной форме Земли и о Вселенной, пребывающей в постоянном вращении. Небесный свод стал мыслиться как полная сфера, которая совершает обращение вокруг «оси мира», проходящей через центр Земли. Первая геоцентрическая модель строения Вселенной возникла, вероятно, в Греции в V в. до н.э. как одна из составляющих учения Пифагора Самосского. Именно он высказал мысль, что Земля и все небесные тела имеют форму сферы и Земля, помимо того, вращается вокруг своей оси.

Вселенная Пифагора - это структура, состоящая из прозрачных хрустальных сфер, последовательно помещенных одна в другую по принципу матрешки. В центральной сфере находится Земля, вокруг которой последовательно разворачиваются хрустальные сферы Луны, Солнца и планет, пребывая в неизменном вращении. Самая далекая и, соответственно, самая большая - это сфера неподвижных звезд, которая замыкает собой Вселенную.

Следующая, более развернутая и усовершенствованная, геоцентрическая картина мира была разработана Евдоксом Книдским спустя примерно столетие. В его представлении, движение каждой из планет зависит от вращения нескольких сфер, что объясняет перемещение планет вдоль эклиптического круга и их попятное движение. Солнце и Луна совершают свой путь благодаря взаимодействию трех сфер. В общей сложности Евдокс указал на существование 27 сфер, сложные взаимодействия-вращения которых описывали механику Вселенной.

Как видно из приведенных примеров, в сферической геометрии мира все объекты имеют структурное единообразие, вместе с тем мне неизвестна мифологическая картина мира, в которой посреди сферического пространства находилось бы нечто описываемое как «холм посреди вод» или «выдолбленная барка».

Существует определенная дистанция от признания того факта, что Солнце движется не по прямой линии, а по наклонной траектории, до создания сферической модели Вселенной, и в данном случае информационные пробелы на этой дистанции заполняются чистыми догадками. Если все же не выходить за рамки упомянутых текстов серии mul APIN, то непосредственно в них не упоминаются какие-либо геометрические свойства небесных светил. Таким образом, вывод о том, что в касситский и ассирийский периоды в Древней Месопотамии была известна сферическая модель неба, выглядит надуманным, хотя бы еще и потому, что подобного рода знания находятся в одной плоскости с признанием «сферических принципов» организации Вселенной в целом, а значит, и Земли. Любовные гороскопы ежедневно на знаках судьбы

Вполне вероятно, что здесь мы сталкиваемся со стремлением выдать желаемое за действительное или с тем явлением, которое Ф. Бэкон назвал «идолами театра». Почему, собственно, для нас представляется важным вопрос о том, как мыслили себе пространство вавилонские астрономы? Ответить можно следующим образом: начиная с греческой натурфилософии и по сей день вопрос о геометрической структуре пространства является одной из важнейших сфер интереса для науки, и современный исследователь

автоматически предполагает, что столь же большое значение этой научной проблеме познания окружающего мира придавалось всеми и во все времена, и в частности в Древнем Вавилоне. В сущности же, мы мало что знаем о том, какие направления познания действительности были приоритетными для вавилонских астрономов, и приписываем им те интересы, которые разделяем сами. Раз и навсегда принятая мифологическая картина мира, в которой четко прописаны конструкция Вселенной, место и роли богов и людей и в которой наблюдения небесных явлений рассматривались как путь к пониманию божественных промыслов, и современная научная картина мира, которая постоянно претерпевает изменения и в которой знания о геометрии пространства уже не просто проливают свет на проблему физического устройства Вселенной, но необходимы также для практических нужд технической навигации, не могут и не должны быть тождественными. Возможно, древневавилонского астронома-наблюдателя совсем не волновал вопрос геометрической структуры пространства, а во главу угла он ставил проблемы, которые современный ученый в своих исследованиях не затрагивает вовсе? В конце концов, вполне очевидно, что современная наука и древневосточная наука - явления различного порядка. Интерпретируя древние тексты в угоду своим представлениям о научной значимости тех или иных знаний, мы, возможно, упускаем из виду действительно важные моменты, касающиеся систем знаний древних народов, приписывая их разуму собственные научные интересы и поиски, которые их, в свою очередь, может быть, совершенно не беспокоили.

Более вероятно предположить, что представление о сферической геометрии в траекториях движений астрономических объектов возникло гораздо позже - в период правления Селевкидов, т.е. уже после завоевания Вавилона Александром Македонским, но в данном случае нет никакой гарантии, что мы имеем дело с достижениями собственно вавилонской астрономии, а не греческой.

Нептун, Плутон, Юпитер и Нептун образуют маленький треугольник. Этот день в конце месяца Скорпиона. Условие баланса не является достаточно хорошими.

загрузка...
Главная | Новости | Интересное | Гадания | Полезно почитать | новый Гороскоп на сегодня | Доставка гороскопа
Связаться с Нами | Реклама | Справка | Вопросы и ответы | Карта сайта
2011 (c) Все права защищены
.